Не верь ушам своим. Телефонные мошенники продолжают обманывать калужан

О защите жителей нашего региона от дистанционных преступлений рассказал Казбек Зангионов — начальник управления по борьбе с противоправным использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
В октябре жительница Обнинска отдала мошенникам 745 тысяч рублей. Сначала она сообщила свои паспортные данные якобы для записи в очередь на смену домофона, а после — отдала свои накопления для «проверки силовыми ведомствами». В начале ноября калужанин лишился 900 тысяч рублей — продиктовал код якобы для записи в очередь на перерасчет пенсии. По той же схеме мошенники запугали его, и мужчина так же отдал деньги для «декларирования и проверки». Сейчас мошенников ищут. Недавно пострадала 63-летняя жительница Калуги — ей тоже позвонили и под предлогом сбережения денег на «безопасном» счете убедили перевести более 2,5 млн рублей на чужие счета.
Казбек Зангионов сообщил, что за девять месяцев 2025 года в Калужской области зарегистрировано 3508 преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Их количество увеличилось на 5,4 %. Продолжает расти статистика краж с банковских электронных счетов жителей области.
Есть и хорошие новости: впервые с 2017 года наблюдается небольшое снижение зарегистрированных случаев дистанционного мошенничества. Общая сумма ущерба, причинённого жителям Калужской области, тоже снижается. За девять месяцев она составила более 683 млн рублей, в то время как за весь 2024 год достигла 1,2 млрд рублей. В начале этого года суммарный ущерб прогнозировался на уровне 1,5 млрд рублей, но уже очевидно, что он будет существенно меньше.
Мошенники обманули калужан по телефону почти на 700 млн рублей Подробнее
Самый распространенный предлог для отъема денег у населения — звонки о попытке неких злоумышленников похитить деньги с карты гражданина, заблокировать его счета, оформить на него кредит и последующее предложение сохранить сбережения путем помещения их на некий «безопасный» счет.
Сначала поступают звонки и сообщения, не несущие прямой угрозы. Например, о получении посылки, перерасчете пенсии или других выплат, замене коммунальных счетчиков, записи на диспансеризацию и т.д. Так мошенники узнают у жертвы смс-код, который используется для создания иллюзии взлома Госуслуг и других сервисов. Поэтому никогда нельзя сообщать смс-коды незнакомым лицам.
Чтобы вызвать у жертвы страх и заставить её перезвонить, ей высылается угрожающее фальшивое сообщение. Например, что аккаунт Госуслуг взломан и там оформлена доверенность на распоряжение имуществом. Для урегулирования проблемы предлагается позвонить по указанному номеру. Уведомление может быть отправлено злоумышленником через сторонний ресурс без фактического взлома аккаунта Госуслуг.
«При любых подозрительных звонках с незнакомых номеров сразу прекратите разговор. Скажите «нет», положите трубку, заблокируйте номер. Не совершайте требуемых действий: не переходите по ссылкам, не перезванивайте, не сообщайте код! При необходимости перезвоните на горячую линию своего банка для блокировки карты или в правоохранительные органы», — напоминает о правилах безопасности Казбек Зангионов.
Он также рекомендует поделиться с близким человеком и попросить совета.
Для борьбы с мошенниками принят ряд мер. Операторы связи теперь должны заручиться согласием клиента на получение массовых звонков и сообщений. Без такого согласия он не будет получать сервисные сообщения, например, о кредитах, что усложнит мошенникам использование этих инструментов. Услуга самозапрета позволяет запретить выпуск сим-карт на свое имя через оператора связи или Госуслуги. Это особенно полезно для пожилых людей, чтобы защитить их от мошенничества и несанкционированного использования данных. Кроме того, операторы связи обязаны передавать сведения об инициаторе звонка или смс, если это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. На экране телефона отображается название организации, что помогает отличить реальные звонки от мошеннических.
Остановить мошенников. Что делать, если банк заблокировал вашу карту? Подробнее
Банки обязаны проводить мероприятия по установлению добровольного согласия клиента на получение кредита и проверять, что кредит не выдается под воздействием третьих лиц.
Для предотвращения мошенничества введены ограничения на внесение наличных свыше 200 тысяч рублей за одну операцию и на переводы свыше 50 тысяч рублей на банковскую карту, привязанную к бесконтактным платежам, с периодом охлаждения в 48 часов.
Кстати
По закону отвечать будут не только организаторы мошенничества, но и их помощники. Это дропы — посредники, помогающие в обналичивании денежных средств и владельцы технических средств для пропуска трафика, (сим-боксы, GSM-шлюзы, сим-банки и другое оборудование). Также под уголовную ответственность попадают граждане, регистрирующие сим-карты на третьих лиц без подтверждения данных. Исключения составляют близкие родственники. Уголовная ответственность предусмотрена за передачу сим-карт другим лицам для совершения противоправных действий. Отвечать будут и те, кто предоставляет злоумышленникам доступ в интернет, зарегистрированный на их имя у оператора связи или интернет-провайдера.